среда, 17 октября 2007 г.

Опять на распутье

У меня сейчас Ubuntu. И она мне очень нравится. Нравится ее дружественный интерфейс. Нравится то, что все работает из коробки. Даже драйвера для своей видеокарты поставил просто отметив галочкой. Безо всякого вырубания Иксов и последующим запуском скрипта. Все адаптировано к пользователю. И идеология соответствующая. Хотя их идеология иногда даже раздражает. Почему они так не любят проприетарные программы? Почему стараются всегда напомнить об этом? Если они находятся в их репозиториях для свободного скачивания, значит я их ни у кого не украл. Мне их позиция по поводу бесплатной проприетарщины непонятна.
Ну в общем, это в целом мое мнение об Ubuntu. По 10-балльной шкале я бы им поставил 9 баллов. Но вместе с тем я ощущаю, что я как бы вырос из такого рода дистрибутивов. Мне в них стало тесно. Мне хочется экспериментировать! Вот скажем, в Ubuntu Gnome версии 2.8.18. А если я поставлю последнюю версию 2.8.20, скорее всего все грохнется. Потому что они модифицировали Gnome сами. Пусть даже это на благо пользователя. Или например, очень хочется поставить OpenOffice 2.3. Но в репозиториях его нет, а значит если я его поставлю из .deb пакета с официального сайта, то он обновляться через репозитории не будет. Мне вручную придется заходить на официальный сайт, проверять обновления и качать их. Ну и наконец, ядро. Я не могу поставить ванильное ядро, скомпиллировать его под свои нужды, потому что тогда Ubuntu тоже грохнется. Потому что они его патчили.
Надеюсь, идея ясна. Я могу что-то устанавливать и обновлять только в том случае, если это находится в репозиториях дистрибутива. Если его там нет, никто не гарантирует стабильность работы. Разумеется, это прежде всего касается ядра и оконной системы. Если полетит оконная система, я останусь один на один с консолью, если же ядро выдаст "kernel panic", я останусь без Линукса вообще.
Поэтому меня буквально тянет поставить какую-нибудь минимальную конфигурацию. И потом потихоньку ее наращивать так, как я сам считаю нужным. Скачать ванильное ядро, скомпиллировать его под себя и установить. Скачать с официального сайта оконного менеджера последнюю версию, девственную, непропатченную. И все это работало бы.
Поэтому подумываю над тестовой установкой Gentoo. Ставится минимальная установка, даже ядра нет. Ядро устанавливаю сам. Оконный менеджер - любой, на свой вкус. Никем не пропатченный. Набор программ - мой индивидуальный. Вот это свобода!
Но есть оборотная сторона медали. Как все это хозяйство будет работать. А если какое-то устройство не сможет работать, мне придется трахаться неделями с конфигурационными файлами, пытаясь понять, в чем причина? Если честно, то за несколько дней траханья с самбой на работе, мне такое времяпрепровождения просто осточертело. Устанавливать что-то новое - пожалуйста, пытаться настроить его или заставить работать - ни за какие коврижки. Я не знаю, поставляются ли с Gentoo графические конфигураторы, чтобы облегчить настройку. Если не поставляются - ну ее нафиг, тогда я установку свою снесу.
Вот в чем заключается распутье... Я хочу поставить свою собственную сборку, но с тем условием, чтобы все изначально работало, как в Ubuntu.
P.S. Gentoo я в любом случае поставлю. Хотя бы для того, чтобы протестировать и сформировать о ней мнение. Я не могу судить о дистрибутиве хорошо или плохо, если не поставил ее и не протестировал.

1 комментарий:

GiNeR комментирует...

Если хочешь более новые версии, можешь без проблем делать backports из deb-src (в 95% случаев это работает).
Если хочешь более гибкую систему, но аналагичную Ubuntu, то тебе нужен Debian.
Если же хочешь "всё своё" и самое новое, то Gentoo. Но в последнем случае сказать что "всё из коробки" нельзя. Этим нужно будет проникнуться и привыкнуть в тому, что на сборку из сорцов будет уходить значительное время.